ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Азбука природы»

Содержание учебного плана

1. Вводное занятие (1 час) Теория: Вводное занятие. Техника безопасности. Практика: Игры на знакомство.

2. Раздел: Осень (5 часов)

2.1. Название темы: «Ах, какая осень!». Теория: Осень. Признаки осени: листопад. Окраска листьев. Практика: Экскурсия «Осенняя природа». Выход на территорию МДОУ Сбор листьев для аппликаций.

2.2. Название темы: «Аппликация из осенних листьев». Теория: Путешествие листочка (цикл жизни листа, значение листопада, что происходит с листьями после опада). Техника изготовления аппликации. Практика: Изготовление аппликаций из сухих листьев.

2.3. Название темы: «Б-р-р! Холодает…». Теория: Как люди, как животные, как растения и все вокруг узнают о наступлении осени. Признаки осени: короткий день, лѐд на лужах, ночные заморозки. Почему осенью происходит похолодание. Практика: Просмотр репродукций про осень. Музыкальные произведения. Рисунок пальчиками «Осень».

2.4. Название темы: «Б-р-р! Холодает…». Теория: Поведение зверей, насекомых и птиц в осенний период. Подготовка животных к зиме. Зачем и куда улетают птицы. Практика: Игра «угадай кто». Просмотр и обсуждение мультфильма «Осенние кораблики».

2.5. Название темы: «Встречаем осень!». Теория: Повторение пройденного материала (выполнение упражнений: отгадывание загадок про осень, стихи, осенние месяцы в картинках). Практика: Оформление стен-газеты.

3. Раздел: Юные экологи (9 часов)

3.1. Название темы: «Главный секрет». Теория: Экология – наука о взаимосвязях в живой и не живой природе. Основные принципы экологии. 

3.2. Название темы: «Гости приходили». Теория: Как вести себя в природе, чтобы не разрушить невидимые нити. Экознаки. Что такое экознаки и их значение. Создание людьми организаций, занимающихся охраной природы. Бережное отношение к окружающему миру. Что такое красная книга. Практика: Знакомство с экознаками. Знакомство с Красной книгой.

3.3. Название темы: «Добрая книга». Теория: Обсуждение «правильных» и «неправильных» поступков в природе. Поиск альтернативных «неправильным» поступкам. Практика: Рисунки «так поступать нельзя, надо поступать так». Создание «Доброй книги».

3.4. Название темы: «Для чего нужны цветные контейнеры?». Теория: Что такое раздельный сбор мусора. Откуда берутся и куда деваются отходы. Как перерабатываются отходы в природе. Как устроена свалка. Как работает мусоросжигательный завод. Как сортировать мусор. Практика: Игра «Мусор к мусору».

3.5. Название темы: «Ещѐ пригодится». Теория: Откуда появляются вещи и куда они исчезают. Сколько служат человеку разные вещи. Срок разложения разных отходов. Подготовка к конкурсу-выставке «Ещѐ пригодится». Практика: Игры: «Ассоциация», «Мусорная проблема», «Вторая жизнь вещей».

3.6. Название темы: «Ещѐ пригодится». Теория: Правила представления поделок: как оформить этикетку поделки, как рассказать о своей поделке. Практика: Конкурс поделок из вторичного сырья «Ещѐ пригодится».

3.7. Название темы: «Ёлки или палки». Теория: Природные ресурсы. Значение в природе и для человечества. Ресурсы Республики Коми. Практика: Заполнение карточек с изображением дерева, нефтяной вышки. Для чего эти ресурсы необходимы нам.

3.8. Название темы: «Ёжик и город». Теория: Как деятельность людей отражается на природе. Практика: Сказка «Ёжик и город».

3.9. Название темы: «Жизненный выбор». Теория: обсуждение сказки «Ёжик в городе». (для ежика деревья, и что для человека). Есть только 20 деревьев, что важнее построить дом или оставить. Практика: Игра «Ценности».

4. Раздел: Эти удивительные животные (8 часов)

4.1. Название темы: «Животные это - …» Теория: Какие группы животных существуют. По каким признакам животные подразделяются на группы. Систематизация групп животных. Практика: Игра «Животное - не животное», игра «Животные».

4.2. Название темы: «Звери нашей Земли» Теория: Разнообразие млекопитающих на Земле. Самая многочисленная группа. Самое большое и самое маленькое млекопитающее. Практика: Игра «Кто, где живѐт».

4.3. Название темы: «Звери нашего леса» Теория: Разнообразие млекопитающих РК. Практика: Игра «угадай, кто это был» (решение экологических задач).

4.4. Название темы: «Звери нашего дома» Теория: Обитатели квартир. Какую пользу они приносят. Практика: Конкурс «Звери нашего дома».

4.5. Название темы: «Звериная викторина» Практика: Викторина «Звериная викторина».

4.6. Название темы: «Идеальный полѐт» Теория: Летающие животные (белка летяга, летучая мышь, летучая рыба, летающая ящерица и другие). Их приспособленность к полѐту: перепонки, крыло. Практика: Игра «летающие животные»

4.7. Название темы: «Идеальный полѐт» Теория: Разнообразие птиц на Земле. Древние вымершие птицы. Самая большая и маленькая птица в мире. Практика: Изготовление птицы из бумаги.

4.8. Название темы: «Идеальный полѐт?» Теория: Характерные черты птиц. Окраска перьев, формы клюва, размах крыла, размеры, пение. Половые различия птиц. Птицы, которые не летают. Практика: Игра «Угадай, что за птица».

5. Раздел: Зима (4 часов)

5.1. Название темы: «Как узнать, что пришла зима?» Теория: Зима. Признаки зимы: ночь становиться длиннее, солнце становиться выше и не греет, иней, снег, деревья без листвы. Просмотр репродукций о зиме. Практика: Экскурсия «Зимняя природа».

5.2. Название темы: «Как узнать, что пришла зима?» Теория: Как люди, как животные, как растения и все вокруг узнают о наступлении зимы. Поведение зверей и птиц в зимний период. Кто ложится в спячку и почему. Вечнозелѐные деревья зимой: почему не сбрасываю листья. Меняют ли свои хвоинки вечнозелѐные деревья? Практика: Изготовление памятки о зиме.

5.3. Название темы: «Кому как зимой живется? Как зимой живется животным (птицы)» Теория: Жизнь животных в зимнее время года. Зимующие птицы. Где живут и чем кормятся. Почему зимой птицам нужна помощь человека, и как можно им помочь. Практика: Акция по подкормке птиц на территории МДОУ.

5.4. Название темы: «Кому как зимой живется? Как зимой живется животным (рыбы)» Теория: Жизнь животных в зимнее время года. Что делают рыбы зимой, их поведение. Как живут и чем кормятся. Что такое заморы и как они могут навредить рыбам. Практика: Создание газеты о жизни рыб зимой.

5.5. Название темы: «Кому как зимой живется? Как зимой живется растениям» Теория: Жизнь растений в зимнее время. Помощь и уход уличным и комнатным растениям в зимний период. Практика: Акция по уходу за растениями в кабинете.

5.6. Название темы: «Красавица зима в вопросах и ответах» Практика: Викторина «Красавица зима в вопросах и ответах».

6. Раздел: Весна (4 часа)

6.1. Название темы: «Тает снег – весна пришла!» Теория: Весна. Признаки весны: солнце греет землю, проступают первые цветы, сырость на улице, ручьи, природа просыпается. Как люди, как животные, как растения и все вокруг узнают о наступлении весны. Просмотр репродукций про весну. Музыкальные произведения. Практика: Экскурсия «Весенняя природа».

6.2. Название темы: «Тает снег – первые цветы!» Теория: Первые весенние цветы. Разнообразие первых цветов. Первоцветы РК. Особенности роста и развития. Практика: Изготовление весенних цветов из бумаги.

6.3. Название темы: «Тает снег – поведение животных» Теория: Поведение зверей, насекомых и птиц в весенний период. Гнездование птиц. Практика: Игра «Кто прилетел с юга и вышел из спячки?»

6.4. Название темы: «Тает снег – уроки безопасности» Теория: Правила поведения на улице и возле воды. Практика: Просмотр и обсуждение фильма «уроки безопасности в весенний период».

6.5. Название темы: «Тает снег» Практика: Викторина «Тает снег».

7. Раздел: Зелѐные друзья (2 часа)

7.1. Название темы: «Учимся у деревьев» Теория: Особенности разных видов деревьев. Жизнь деревьев в разное время года. Строение дерева. Значение для человека и животных. Практика: Игра «Угадай дерево по листьям, почкам».

7.2. Название темы: «Учимся у деревьев» Практика: Викторина «Учимся у деревьев».

7.3. Название темы: «Фундук, сирень, чай, ива и другие кустарники» Теория: Какие бывают кустарники. Особенности кустарников. Их отличия от деревьев.

7.4. Викторина «Фундук, сирень, чай, ива и другие кустарники». Практика: Викторина «Фундук, сирень, чай, ива и другие кустарники».

7.5. Название темы: «Цветущие травы» Теория: Особенности травянистых растений. Разновидности трав и их характеристика. Практика: Изготовление панно из трав.

7.6. Название темы: «Цветущие травы» Теория: Викторина «Цветущие травы». Практика: Игра «Сбор грибов».

8. Итоговое занятие (1час)

Содержание учебного плана

1. Вводное занятие (1 час) Теория: Вводное занятие. Техника безопасности. Практика: Игры на знакомство.

2. Раздел: Осень (5 часов)

2.1. Название темы: «Ах, какая осень!». Теория: Осень. Признаки осени: листопад. Окраска листьев. Практика: Экскурсия «Осенняя природа». Выход на территорию МДОУ Сбор листьев для аппликаций.

2.2. Название темы: «Аппликация из осенних листьев». Теория: Путешествие листочка (цикл жизни листа, значение листопада, что происходит с листьями после опада). Техника изготовления аппликации. Практика: Изготовление аппликаций из сухих листьев.

2.3. Название темы: «Б-р-р! Холодает…». Теория: Как люди, как животные, как растения и все вокруг узнают о наступлении осени. Признаки осени: короткий день, лѐд на лужах, ночные заморозки. Почему осенью происходит похолодание. Практика: Просмотр репродукций про осень. Музыкальные произведения. Рисунок пальчиками «Осень».

2.4. Название темы: «Б-р-р! Холодает…». Теория: Поведение зверей, насекомых и птиц в осенний период. Подготовка животных к зиме. Зачем и куда улетают птицы. Практика: Игра «угадай кто». Просмотр и обсуждение мультфильма «Осенние кораблики».

2.5. Название темы: «Встречаем осень!». Теория: Повторение пройденного материала (выполнение упражнений: отгадывание загадок про осень, стихи, осенние месяцы в картинках). Практика: Оформление стен-газеты.

3. Раздел: Юные экологи (9 часов)

3.1. Название темы: «Главный секрет». Теория: Экология – наука о взаимосвязях в живой и не живой природе. Основные принципы экологии. 

3.2. Название темы: «Гости приходили». Теория: Как вести себя в природе, чтобы не разрушить невидимые нити. Экознаки. Что такое экознаки и их значение. Создание людьми организаций, занимающихся охраной природы. Бережное отношение к окружающему миру. Что такое красная книга. Практика: Знакомство с экознаками. Знакомство с Красной книгой.

3.3. Название темы: «Добрая книга». Теория: Обсуждение «правильных» и «неправильных» поступков в природе. Поиск альтернативных «неправильным» поступкам. Практика: Рисунки «так поступать нельзя, надо поступать так». Создание «Доброй книги».

3.4. Название темы: «Для чего нужны цветные контейнеры?». Теория: Что такое раздельный сбор мусора. Откуда берутся и куда деваются отходы. Как перерабатываются отходы в природе. Как устроена свалка. Как работает мусоросжигательный завод. Как сортировать мусор. Практика: Игра «Мусор к мусору».

3.5. Название темы: «Ещѐ пригодится». Теория: Откуда появляются вещи и куда они исчезают. Сколько служат человеку разные вещи. Срок разложения разных отходов. Подготовка к конкурсу-выставке «Ещѐ пригодится». Практика: Игры: «Ассоциация», «Мусорная проблема», «Вторая жизнь вещей».

3.6. Название темы: «Ещѐ пригодится». Теория: Правила представления поделок: как оформить этикетку поделки, как рассказать о своей поделке. Практика: Конкурс поделок из вторичного сырья «Ещѐ пригодится».

3.7. Название темы: «Ёлки или палки». Теория: Природные ресурсы. Значение в природе и для человечества. Ресурсы Республики Коми. Практика: Заполнение карточек с изображением дерева, нефтяной вышки. Для чего эти ресурсы необходимы нам.

3.8. Название темы: «Ёжик и город». Теория: Как деятельность людей отражается на природе. Практика: Сказка «Ёжик и город».

3.9. Название темы: «Жизненный выбор». Теория: обсуждение сказки «Ёжик в городе». (для ежика деревья, и что для человека). Есть только 20 деревьев, что важнее построить дом или оставить. Практика: Игра «Ценности».

4. Раздел: Эти удивительные животные (8 часов)

4.1. Название темы: «Животные это - …» Теория: Какие группы животных существуют. По каким признакам животные подразделяются на группы. Систематизация групп животных. Практика: Игра «Животное - не животное», игра «Животные».

4.2. Название темы: «Звери нашей Земли» Теория: Разнообразие млекопитающих на Земле. Самая многочисленная группа. Самое большое и самое маленькое млекопитающее. Практика: Игра «Кто, где живѐт».

4.3. Название темы: «Звери нашего леса» Теория: Разнообразие млекопитающих РК. Практика: Игра «угадай, кто это был» (решение экологических задач).

4.4. Название темы: «Звери нашего дома» Теория: Обитатели квартир. Какую пользу они приносят. Практика: Конкурс «Звери нашего дома».

4.5. Название темы: «Звериная викторина» Практика: Викторина «Звериная викторина».

4.6. Название темы: «Идеальный полѐт» Теория: Летающие животные (белка летяга, летучая мышь, летучая рыба, летающая ящерица и другие). Их приспособленность к полѐту: перепонки, крыло. Практика: Игра «летающие животные»

4.7. Название темы: «Идеальный полѐт» Теория: Разнообразие птиц на Земле. Древние вымершие птицы. Самая большая и маленькая птица в мире. Практика: Изготовление птицы из бумаги.

4.8. Название темы: «Идеальный полѐт?» Теория: Характерные черты птиц. Окраска перьев, формы клюва, размах крыла, размеры, пение. Половые различия птиц. Птицы, которые не летают. Практика: Игра «Угадай, что за птица».

5. Раздел: Зима (4 часов)

5.1. Название темы: «Как узнать, что пришла зима?» Теория: Зима. Признаки зимы: ночь становиться длиннее, солнце становиться выше и не греет, иней, снег, деревья без листвы. Просмотр репродукций о зиме. Практика: Экскурсия «Зимняя природа».

5.2. Название темы: «Как узнать, что пришла зима?» Теория: Как люди, как животные, как растения и все вокруг узнают о наступлении зимы. Поведение зверей и птиц в зимний период. Кто ложится в спячку и почему. Вечнозелѐные деревья зимой: почему не сбрасываю листья. Меняют ли свои хвоинки вечнозелѐные деревья? Практика: Изготовление памятки о зиме.

5.3. Название темы: «Кому как зимой живется? Как зимой живется животным (птицы)» Теория: Жизнь животных в зимнее время года. Зимующие птицы. Где живут и чем кормятся. Почему зимой птицам нужна помощь человека, и как можно им помочь. Практика: Акция по подкормке птиц на территории МДОУ.

5.4. Название темы: «Кому как зимой живется? Как зимой живется животным (рыбы)» Теория: Жизнь животных в зимнее время года. Что делают рыбы зимой, их поведение. Как живут и чем кормятся. Что такое заморы и как они могут навредить рыбам. Практика: Создание газеты о жизни рыб зимой.

5.5. Название темы: «Кому как зимой живется? Как зимой живется растениям» Теория: Жизнь растений в зимнее время. Помощь и уход уличным и комнатным растениям в зимний период. Практика: Акция по уходу за растениями в кабинете.

5.6. Название темы: «Красавица зима в вопросах и ответах» Практика: Викторина «Красавица зима в вопросах и ответах».

6. Раздел: Весна (4 часа)

6.1. Название темы: «Тает снег – весна пришла!» Теория: Весна. Признаки весны: солнце греет землю, проступают первые цветы, сырость на улице, ручьи, природа просыпается. Как люди, как животные, как растения и все вокруг узнают о наступлении весны. Просмотр репродукций про весну. Музыкальные произведения. Практика: Экскурсия «Весенняя природа».

6.2. Название темы: «Тает снег – первые цветы!» Теория: Первые весенние цветы. Разнообразие первых цветов. Первоцветы РК. Особенности роста и развития. Практика: Изготовление весенних цветов из бумаги.

6.3. Название темы: «Тает снег – поведение животных» Теория: Поведение зверей, насекомых и птиц в весенний период. Гнездование птиц. Практика: Игра «Кто прилетел с юга и вышел из спячки?»

6.4. Название темы: «Тает снег – уроки безопасности» Теория: Правила поведения на улице и возле воды. Практика: Просмотр и обсуждение фильма «уроки безопасности в весенний период».

6.5. Название темы: «Тает снег» Практика: Викторина «Тает снег».

7. Раздел: Зелѐные друзья (2 часа)

7.1. Название темы: «Учимся у деревьев» Теория: Особенности разных видов деревьев. Жизнь деревьев в разное время года. Строение дерева. Значение для человека и животных. Практика: Игра «Угадай дерево по листьям, почкам».

7.2. Название темы: «Учимся у деревьев» Практика: Викторина «Учимся у деревьев».

7.3. Название темы: «Фундук, сирень, чай, ива и другие кустарники» Теория: Какие бывают кустарники. Особенности кустарников. Их отличия от деревьев.

7.4. Викторина «Фундук, сирень, чай, ива и другие кустарники». Практика: Викторина «Фундук, сирень, чай, ива и другие кустарники».

7.5. Название темы: «Цветущие травы» Теория: Особенности травянистых растений. Разновидности трав и их характеристика. Практика: Изготовление панно из трав.

7.6. Название темы: «Цветущие травы» Теория: Викторина «Цветущие травы». Практика: Игра «Сбор грибов».

8. Итоговое занятие (1час)

Программа занятий

Вид программы по уровню освоения – базовый.

Объем программы – 68 часов.

Сроки реализации: 1 год.

Форма обучения: очная.

Режим занятий – Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность 1 академического часа – 30 минут.

Вид программы по уровню освоения – базовый.

Объем программы – 68 часов.

Сроки реализации: 1 год.

Форма обучения: очная.

Режим занятий – Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность 1 академического часа – 30 минут.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie